remi_jakovlevic ([info]remi_jakovlevic) wrote,
@ 2009-07-03 15:49:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:Франция, социология

Cadres решают всё?
Очень интересная статистика о том, как распространяются модные имена.

Оказывается, во Франции, между 1945 и 1975  моду на имена опережали или диктовали (вопрос обсуждается) не кто иной, 

как так называемые cadres Перевод социологического термина cadres (чуточку у'же веберовского "white collars") мне неизвестен: инженерно-управленческий состав не социологическая категория, м.б. просто кадровый состав? Буду везде писать cadres (произн. кад'r).

Из всех родившихся около 1950-го года девочек в семьях cadres 10 процентов  получили имя, которому было суждено попасть в топ-10 самых модных женских имен 10 лет спустя. У среднего класса (рангом ниже) - всего 3%. А крестьяне - социологи считают , что такой класс существует или существовал в те годы, верю им на слово - до 10% дошли не раньше 60-х годов. И именно на эти годы приходится спад этих имен, сначала у тех же cadres, затем у среднего класса и наконец у крестьян.

Осталось понять, как устроена эта динамика. Механизм подражания? Разные скорости в развертывании единого процесса? Добавлю от себя: откуда пришли Jean-Charles и Marc-Antoine (фамилии с дворянскими коннотациями) в средних классах конца 60-х - начала 70-х годов?

Источник (по-фр.):
Депланк, Г. "Детей Мишеля и Мартин Дюпонов зовут Николя и Селин"
 




(23 comments) - (Post a new comment)


[info]olesar
2009-07-03 03:22 pm UTC (link)
а с мальчиками было столь же показательно?

(Reply to this) (Thread)


[info]remi_jakovlevic
2009-07-03 03:33 pm UTC (link)
да! но смешным образом кривые слегка отличаются: вершина у девочек ("filles") остренькая, а у мальчиков (garçons) -- туповатая , см. стр. 75. Разумеется, есть, как и следовало ожидать, отдельные имена с нестандартным поведением (хоть убей, сadres любят Philippe) .

(Reply to this) (Parent)


[info]loki_0
2009-07-03 04:39 pm UTC (link)
По-моему, Болтански в своей книге про "кадров" что-то такое писал: не про имена специально, но как распространяется мода. А перевод самый простой - номенклатура :)

(Reply to this) (Thread)


[info]remi_jakovlevic
2009-07-03 04:51 pm UTC (link)
"номенклатура"
шутить изволите :)
----
(эту работу ЛБ не читал) Обратите внимание: социологи-ономатологи очень осторожны, не пишут, что мода идет от cadres, хронологии не придают причинно-следственной связи. Скажу честно: только это меня лично заинтересовало.
Не моя область, но охотно почитал бы Stanley Lieberson*, A Matter of Taste: How Names, Fashions, and Culture Change (Yale University Press, 2000) - критика модели подражания - которая меня почему-то не удовлетворяет - у него.
* http://www.wjh.harvard.edu/soc/faculty/lieberson/

(Reply to this) (Parent)(Thread)

эрратум эст
[info]remi_jakovlevic
2009-07-03 04:52 pm UTC (link)
...не придают причинно-следственного значения....

(Reply to this) (Parent)


[info]anna_muradova
2009-07-03 04:51 pm UTC (link)
cadres более или менее соотвествует категории топ-менеджеров.

(Reply to this) (Thread)


[info]remi_jakovlevic
2009-07-03 05:12 pm UTC (link)
В предприятиях бывают cadres moyens, которые до топ-менеджеров не дотягиваются! А если включаем cadres moyens в средний класс* и оставляем только cadres supérieurs, то все равно будет интеллектуальная элита ("professions intellectuelles supérieures"), которую тоже не назовешь словом "топ-менеджеры"! Или я неправ?
----
*напоминаю старую 8-ступенную классификацию (теперь пользуются 6-ступенной, сейчас не нашел):
1) agriculteurs exploitants,
2) artisans, commerçants et chefs d'entreprise,
3) cadres et professions intellectuelles supérieures,
4) professions intermédiaires (cadres moyens),
5) employés et personnel de service,
6) ouvriers qualifiés,
7) manoeuvres et ouvriers spécialisés,
8) autres personnes sans activité professionnelle.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]anna_muradova
2009-07-03 05:17 pm UTC (link)
если подробно то да, так и есть, а в разговорном языке cadres это скорее все же верхушка.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]remi_jakovlevic
2009-07-03 05:23 pm UTC (link)
да-да, это типичный пример контекстуального перевода термина.
Социологи - на удивление хитрый народ (мой любимый Бурдье тому пример: прочитал раз, вроде все понятно, второй раз - все наоборот, третий раз - голова кружится).

(Reply to this) (Parent)


[info]mishustix
2009-07-03 05:40 pm UTC (link)
Мне всегда было интересно: имя Emmanuelle вообще существовало до появления книги Эмманюэль Арсан и фильмов, за ней последовавших? Мне оно как-то до 50-60-х годов вообще не встречалось...

(Reply to this) (Thread)


[info]remi_jakovlevic
2009-07-03 05:57 pm UTC (link)
В рейтингах Депланка имя Emmanuelle не значится.
Да, ничего не поделаешь: стоит произнести это имя, сразу видишь полуобнаженную женщину со скрещенным ногами, сидящую в плетеном кресле. Прогуглил (секундное дело) и только тогда вспомнил: была еще Soeur Emmanuelle (в миру Madeleine Cinquin, 1908 г. рождения, но бельгийка)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]mishustix
2009-07-03 06:48 pm UTC (link)
Может быть, это имя изначально было окказиональной формой от Emmanuel, и только после Эмманюэль Арсан вошло в широкий обиход?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]remi_jakovlevic
2009-07-03 10:40 pm UTC (link)
Со времен появления скандальной книги называть девочку этим именем, не думая о персонаже романа стало невозможно. М.б., Вам только кажется, что оно вошло в широкий обиход? М.б. не следует судить по детям актеров, журналистов и т.д.? Не знаю :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]mishustix
2009-07-04 09:24 am UTC (link)
Я имею в виду то, что она стало использоваться все же чаще, чем до этого. Насчет широкого обихода я не совсем точно выразился.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]remi_jakovlevic
2009-07-04 07:31 pm UTC (link)
Не полностью доверяя анонимной информцаии, выложенной в интернете, все же отмечу, что следующие графики подтверждают Ваше впечатление:
Сравните
http://www.linternaute.com/femmes/prenoms/prenom/2820/emmanuelle/ (середина стр-ы)
с
http://www.linternaute.com/femmes/prenoms/prenom/1138/chantal/

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]mishustix
2009-07-04 07:46 pm UTC (link)
Спасибо. Там есть трогательная рубрика, где юзеры рассказывают свой avis о том или ином имени. Про персонажа Эмманюэль Арсан там тоже вспоминают ("Je m'appelle Emmanuelle et ma date de naissance est 1969, alors les blagues douteuses, j'en connais un rayon." и т.п.)

(Reply to this) (Parent)


[info]ikar_m
2009-07-03 08:45 pm UTC (link)
Вообще очень интересны пертурбыции этого имени.

Изначально оно появляется в пророчестве Исайи(7:14):"И посему Всевышний даст вам знак: вот молодая женщина, беременная, рожает сына и называет его именем Имману-Эль" (мой перевод). Имману Эль (עִמַנוּ אֶל) это попросту "с нами Б-г".

Естественно, христианство связывает это с рождением Христа, тем более, что в Евангелии от Матфея есть строчка "А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог" (Матфей 1:22-23).

Поверхностное исследование гугла показывает, что женщин не называли "Эммануэль" до ХХ-го века, это имя было исключительно мужским.

Судя по статье на сайте, посвящённом Эммануэль Арсан и её одноимённой героине, писательница создавала своего рода эротическую утопию, и в таком случае, возможно, имя "Эммануэль" выбрано неспроста.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]remi_jakovlevic
2009-07-03 10:26 pm UTC (link)
О библейских реминисенциях у автора Эмманюэль и его тогдашних читателей сомневаться не приходится: Франция, 50-е годы... Но есть еще и игра с мужским именем (амбивалентность), и просто большой коннотативный потенциал (aimer, manuel, anus...) После нашумевшего появления этого опуса имя уж точно не могло попасть в топ 10 используемых имен!

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]mishustix
2009-07-04 07:50 pm UTC (link)
Про коннотативный потенциал хорошее замечание. :)

Генсбур написал музыку к третьей (кажется) "Эмманюэли", там в песне есть слова "Emmanuelle n'a pas appris à aimer dans les manuels".

(Reply to this) (Parent)

offtopic: кальян и стакан
[info]parf
2009-07-06 01:53 pm UTC (link)
Будь моим шоппинг-гидом! Сломала уже все пальцы об интернет.

1) Хочу купить в Ницце кальян, и совершенно не могу найти, где же. Ищу по словам boutique ethnique, narguileh, narguilé - и ничего путного не выпадает. Ведь не может же быть, чтобы их там не было?

2) Как по-французски называется такой высокий стакан с крышкой, в котором продают молочные коктейли? Только не одноразовый, а пластмассовый. По-английски в "Старбаксе" он называется tumbler (говорят).

Мерси большое тебе заранее.

(Reply to this) (Thread)

Re: offtopic: кальян и стакан
[info]remi_jakovlevic
2009-07-06 09:32 pm UTC (link)
La Médina, 16 rue droite 06300 Nice
----------
gobelet américain
http://kingfrogcoffee.blogspot.com/2008/06/gobelet-amricain.html

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: offtopic: кальян и стакан
[info]remi_jakovlevic
2009-07-06 09:43 pm UTC (link)
пластмассовые тоже будут "америкен", полагаю. СтаканЫ.

(Reply to this) (Parent)

Re: offtopic: кальян и стакан
[info]parf
2009-07-07 11:19 am UTC (link)
Филенданк тебе огромный! В четверг поеду осмотрю Медину и стаканы поищу.

(Reply to this) (Parent)


(23 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…