remi_jakovlevic ([info]remi_jakovlevic) wrote,
@ 2009-05-24 22:34:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:манджак, самец, язык

Достойная, но рискованная жизнь самцов
В Гвинее-Бисау (и вокруг) обитает небольшой народ манджак (мандьяк). Самоназвание (и название языка) manjaku означает "я тебе говорю". Соседей волоф они называют ba jakin "скажи мне". У них практиуется т.н. "батанан" (от глагола пэтан "связать"): кому-то - необязательно родственнику - безвозмездно передается одна или несколько голов животных. Описание сложной процедуры счета отдаваемых животных описывается по-фр. на этой стр .
Итак, манджак - животноводы. И вот как на манджак говорят "самец (животного)": укас (множ. число: нгёкас)
А что такое кас, спросите вы?

кас = "кастрировать"
Самец, - этот тот, кому отрезают это самое!
Или могут отрезать, ибо оно есть. Чем богаты...




(13 comments) - (Post a new comment)


[info]betsey_trotwood
2009-05-24 09:41 pm UTC (link)
А что - хорошее определение!

(Reply to this) (Thread)


[info]remi_jakovlevic
2009-05-24 10:34 pm UTC (link)
Согласен, и по двум (по меньшей мере...) причинам:
1) говоря о языках, все что есть - уже хорошо (в силу того, что оно есть);
2) все интерпретации, какие приходят в голову, совершенно восхитительны. Не очень ясен лингвистический механизм: лемп "трудиться - налемп "трудящийся, бук "родить" - абук "ребенок", так что можно помечтать:
- название мотивировано тем, что может произойти
- название мотивировано тем, чего может не стать...
- название мотивировано тем, кем оно (животное) может стать
Вообще говоря, и русское "самец" неплохо, "Сам" - да "-ец" :)

(Reply to this) (Parent)


[info]kcmamu
2009-05-24 09:42 pm UTC (link)
Так и у Даля есть "нехолость".

(Reply to this) (Thread)


[info]remi_jakovlevic
2009-05-24 10:44 pm UTC (link)
да, но нехолость - представитель только (счастливой?) части самцов. А тут, как я понимаю, не холощен ты, или все же холощен, все едино. Таков укаС. Но я могу ошибиться, тонкостей не знаю, как-ниубдь спрошу у людей.

(Reply to this) (Parent)


[info]ormer_fidler
2009-05-25 03:54 pm UTC (link)
да, атлантические языки, они такие!

(Reply to this) (Thread)


[info]remi_jakovlevic
2009-05-25 09:03 pm UTC (link)
"талантические". И еще: узнать бы, как понимается это "ba jakin 'скажи мне'" - то ли волоф постоянно пристают с вопросами, то ли сами манджак к волоф пристают, то ли еще что... "Я тебе говорю" / "Скажи мне", это же не какие-нибудь глупенькие "немцы" /=германцы/ или ужасные "сыроеды" /=эскимосы/, это в самом буквальном смысле сказочное - ибо речевое - обозначение Другого!

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ormer_fidler
2009-05-25 09:06 pm UTC (link)
надо у Позднякова спросить... думаю, скорее большие волофы должны приставать к маленьким манджакам, но кто ж их там знает...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]remi_jakovlevic
2009-06-17 08:48 pm UTC (link)
Спросил. Оказывается, там вовсе не man "я", а префикс класса "ma-" (а дальше, коллега рассказал уйму самых веселых народных этимологий, жалко, магнетофона не было).
Итак, симпатичная народная этимология. Смысл которой все же не совсем еще ясен.
Жалко, что Вас не было.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]remi_jakovlevic
2009-06-17 08:49 pm UTC (link)
В следующий раз заранее закажем и магнетофон, и Вас :)

(Reply to this) (Parent)


[info]gignomai
2009-05-27 07:19 am UTC (link)
А что значит "у"? М.б. "не" - тогда получится "некастрированный".

(Reply to this) (Thread)


[info]remi_jakovlevic
2009-05-27 11:47 am UTC (link)
:) быдо бы смешно (я за!), но нет :
У-, это показатель лексического класса существительных, куда попадает большинство обозначений животных (нгё- = множ. число). См. у-ндали/нгё-ндали "кошка/и". Люди же попадают в основном в класс "на-", или в класс "а-" (термниы родства) см. мой комент выше: -бук "родить", А-бук "ребенок".
Но Вы знаете, семантические связи с основой только кажутся причудливыми. Если изменить взгляд на принцип распределения по классам и отвлечься отэнциклопедического описания мира, то все не так страшно. Просто нужно каждый раз анализировать, что означает основа, и задаваться вопросом каким боком обозначаемое существительного соотносится с основой. В данном случае, как и для класса а-, предполагается непосредственное - ыхх! - участие обозначаемого к дейсвтию.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]gignomai
2009-05-27 12:58 pm UTC (link)
Благодарю, очень любопытно. Кстати, сходный способ связи префикса с основой используется в математической и естественнонаучной терминологии: К-функции, В-частицы и т.п.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]remi_jakovlevic
2009-05-27 04:21 pm UTC (link)
Любопытная и интересная параллель! Тут возможен длинный разговор, так как речь идет о разнице между единицами (морфологией) и их сочетаемостными свойствами (синтаксисом) в языке.
(то же самое, но скучными словами: между словосложением и словообразованием)
Спасибо и Вам.

(Reply to this) (Parent)


(13 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…